Закончив со своим монументальным трудом, растянувшимся на четырнадцать лет и целых шесть фильмов линейки “Обитель зла”, британский постановщик Пол Андерсон и его супруга Милла Йовович с подачи руководства Capcom переключились на следующую “жертву” — серию ролевых экшенов Monster Hunter.
Тем не менее, мультимедийное присутствие бренда Resident Evil не должно и не могло ставиться на продолжительную паузу. Особенно принимая во внимание ренессанс, в котором сейчас пребывает франшиза — зомби, биооружие, печатные машинки и прочая внешняя атрибутика игровой вселенной популярны как никогда.
На фоне этого Capcom дала зеленый свет сразу на три адаптации Resident Evil.
Первая из них — четырехсерийный CG-фильм Resident Evil: Infinite Darkness, входящий в игровой канон и увидевший свет летом текущего года
Второй проект — пока еще безымянный сериал от Netflix, привлекший к себе внимание нетипичным кастингом на роль Альберта Вескера, которого исполнит темнокожий актер Лэнс Реддик.
А замыкает тройку картина с говорящим названием Resident Evil: Welcome to Raccoon City (в нашем прокате — “Обитель зла: Раккун-Сити”) режиссера Йоханнеса Робертса. Этот проект прошел почти молниеносный путь от формального анонса до кастинга, начала производства и непосредственно премьеры, которая в России запланирована на 25 ноября. Нашей редакции удалось ознакомиться с картиной чуть раньше, и ниже мы поделимся своими впечатлениями от увиденного.
С самого начала “Раккун-Сити” позиционировали как кино “для фанатов”. Не жанра хорроров в целом или зомби-боевиков в частности, а как фильм, поставленный для людей, эмоционально вовлеченных в игровую серию Resident Evil. Очевидно, что во многом сделано это было для того, чтобы аккуратно дистанцироваться от превратившихся в шутку работ Андерсона — никакой Милы Йовович здесь нет и быть не может.
Но сделав ряд громких заявлений, Йоханнес Робертс вместе со своей командой резко приковали к себе дотошное внимание тех самых “фанатов” — консервативных игроков, не терпящих даже самых минимальных вольных интерпретаций знакомых художественных образов. Поэтому стоит заранее отметить: если вы считаете себя одним из таких поклонников, то сразу готовьтесь с огорчению и ужасу от просмотра новой экранизации Resident Evil — ругать фильм будет очень легко.
Пытаясь усидеть сразу на двух стульях, Resident Evil: Welcome to Raccoon City странным образом охватывает сюжетные линии двух оригинальных игр — классической Resident Evil и её культового продолжения Resident Evil 2.
Как и следует из подзаголовка, центральным фокусом становится небольшой городок Раккун-Сити, где де-факто на протяжении многих лет всем управляла крупная фармацевтическая корпорация “Амбрелла”. Сейчас населенный пункт переживает свои самые худшие дни — население поспешно пытаясь перебраться в более перспективные регионы, а немногие оставшиеся жители механически продолжают заниматься своим бытом и рабочими обязанностями.
Большую часть хронометража повествование ведется от лица Клэр Редфилд — пробивной девушки-сироты, которая несколько лет назад покинула Раккун-Сити, а теперь вернулась к брату Крису в надежде донести до него неприятную весть о странных событиях в городе.
На примере Клэр и Криса легко проследить, как Робертс переиначивает героев во что-то новое, придавая им новый бэкграунд и черты характера. Так, в интерпретации режиссера Рэдфилды — это дети, выросшие в местном приюте “Амбреллы” (том самом из ремейка Resident Evil 2) и формально воспитанные доктором Уильямом Биркиным. Клэр давно сбежала из-под опеки ученого, а Крис воспринимает его чуть ли не отцом, что позже становится мостиком к одному из кульминационных сюжетных конфликтов.
Похожие метаморфозы претерпели и другие герои. Так, например, Альберта Вескера фильм пытается изобразить в качестве трагического героя, который флиртует с Джилл Валентайн, а позже становится на распутье, где его моральный компас должен пройти непростую проверку.
Сильнее всего пострадал молодой полицейский Леон Кеннеди. Вместо искренне наивного, но доброжелательного новичка на экране персонаж предстает в качестве главного комедийного довеска — он неудачно шутит, клоуничает, совершает нелепые поступки и дурачится до самых закрывающих титров на радость сценаристов.
Воссоединившись с братом, Клэр тщетно пытается убедить родственника покинуть город, однако тот остается неприклонен. Вскоре Крис вместе со своим отрядом вылетает на поиски пропавшей группы полицейских, что приводит персонажа в заброшенный особняк Озвелла Спенсера — основателя “Амбреллы”.
В свою очередь судьба вынуждает Клэр искать убежище в опустевшем полицейском участке, где единственный охранники правопорядка — это неопытный Леон и начальник Брайан Айронс, преследующие свои скрытые мотивы и цели.
С этого момента история разделяется две параллельные ветки, сплетающихся в один неровный сюжет ближе к финалу.
Общую повествовательную структуру “Обитель зла: Раккун-Сити” можно без зазрения совести сравнить с лихорадочным сном, который пришел к вам после невнимательного просмотра YouTube-прохождений первых двух частей Resident Evil. Все основные события и даже их последовательность вроде как на месте. Однако детали искажены, характеры героев изменчивы, а общий тон с настроениями прыгают из крайности в крайность — от абсурдной комедии до справедливой попытки создавать напряжение и саспенс.
Масла в огонь подливает и тот факт, что авторы “Раккун-Сити”, похоже, без иронии любят игровую франшизу Capcom. Или по крайней мере некоторые из ее составных частей. Отталкиваясь от визуального стиля Resident Evil 2 (2019), художники и постановщик наделили ленту огромным количеством деталей, которые полностью пройдут мимо широкого зрителя. Костюмы, декорации и даже детали звукового дизайна не просто открыто цитирую первоисточник, но буквально стараются не отходить от него ни на шаг.
Подобный подход вылился в какое-то запредельное количество “пасхалок” — свое место в фильме нашли Джилл-сэндвич, чешется-вкусно, гравированные ключи и даже “Лунная Соната”. По немыслимому стечению обстоятельств работа Робертса даже делает прозрачный референс к Resident Evil Code: Veronica, существование которой аккуратно игнорируется самой Capcom.
Иной раз складывается чувство, что за отсылки в фильме отвечали алгоритмы искусственного обучения — словно им скормили сотню самых популярных атрибутов Resident Evil, которые позже были плотно и несколько небрежно утрамбованны в двухчасовую картину. С другой стороны, некоторые “пасхалки” кажутся слишком милыми и аккуратными, чтобы смотреть на них через призму цинизма — кто-то среди киноделов прежде действительно играл в Resident Evil.
В свои лучшие моменты “Раккун-Сити” выглядит и звучит как среднебюджетный любительский фильм. Грим зомби и прочих существ не внушает особого доверия, но видно, как важно для режиссера было снимать “на живую”, пусть даже результат получился очевидно броским. Хуже всего картина воспринимается, когда на экране появляются CG-элементы. Графика откровенно слабая и нелепая. Боди-хоррор, которым Resident Evil удивляла еще с конца прошлого тысячелетия, удачно перенести на экраны у авторов не получилось. Эпизод, где загримированная Лиза Тревор дает бой компьютерному “лизуну” будто бы пришел из эры комичных ужастиков с непроизносимыми названиями, которые минуя театральные релизы сразу выходили на DVD-носителях.
Несмотря на кажущуюся высокой плотность событий, “Обитель зла: Раккун-Сити” остается фильмом глубоко персонажецентричным. Столкновениям с монстрами уделено не слишком много внимания, а вот отношениям персонажей — более чем. Герои общаются, перемещаются из локации в локацию и активно притворяются персонажами из знаменитой серии игр про страшный вирус, превращающий людей в чудовищ. В результате широкая аудитория рискует при просмотре “Раккун-Сити” крайне быстро заскучать — глазу будет банально не за что зацепиться.
А если вы испытываете хотя бы минимальный интерес ко вселенной Resident Evil, то посмотреть кино все же стоит. В идеале — в компании с друзьями, чтобы хорошо посмеяться и устроить увлекательный конкурс в попытке поймать больше всего игровых отсылок и художественных заимствований.
5/10
Источник: gamemag.ru